Лизинг обвалился в рознице

МСП предпочли не занимать, а лизингодатели — проявить осторожность

Розничный сегмент лизингового рынка в первой половине 2025 года продемонстрировал рекордное падение: объем нового бизнеса упал на 49% год к году, что почти вдвое превысило снижение в корпоративном сегменте. Основными причинами стали высокая база прошлых лет, большая чувствительность малых и средних предприятий (МСП) к высокой стоимости финансирования, зависимость розничного сегмента от наиболее пострадавших отраслей — авто- и строительной техники. Эксперты не ожидают восстановления рынка раньше 2026 года.

Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экран


                Лизинг обвалился в рознице


                Лизинг обвалился в рознице

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

В первом полугодии 2025 года объем портфеля лизинговых компаний (ЛК) показал отрицательную динамику впервые за пять лет. Он составил 12,3 трлн руб., сократившись на 8% к началу года, следует из данных рейтингового агентства «Эксперт РА».

При этом впервые за шесть лет в годовом сравнении розничные сегменты показали большее снижение, чем корпоративные. Наибольшее снижение в первом полугодии год к году, по данным «Эксперт РА», наблюдалось в сегментах легковых (–27%) и грузовых (–67%) автомобилей, а также строительной техники (–56%). В целом же объем нового бизнеса розничных сегментов снизился на 49% к первой половине 2024 года, составив 646 млрд руб., в то время как объем нового бизнеса корпоративных сегментов показал снижение на 21% (167 млрд руб.).

На опережающий темп сокращения нового бизнеса в розничных сегментах повлияла высокая база прошлого периода. «В 2023–2024 годах происходил прирост автолизинга и лизинга строительной техники за счет импортозамещающих процессов (экспансия китайских брендов на российский рынок) и государственной поддержки строительного сектора»,— отмечает директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Анатолий Перфильев. В 2025 году из-за высоких ставок и роста цен ухудшилась платежеспособность лизингополучателей, чему также способствовал кризис грузоперевозчиков и замедление стройки, добавляет эксперт. МСП традиционно наиболее чувствительны к ухудшению макроэкономической конъюнктуры и дорогой стоимости финансирования, добавляет гендиректор «Регион Лизинга» Рустем Мухамедов. Крупные лизингополучатели (корпоративный сегмент) более устойчивы в том числе за счет участия в нацпроектах и госзаказах, отмечает руководитель практики по оказанию услуг для лизинговых компаний «ТеДо» Алексей Бойко. «Такие проекты, как правило, имеют долгосрочный горизонт и менее подвержены краткосрочной волатильности рыночных условий»,— поясняет директор департамента по развитию бизнеса «Газпромбанк Лизинга» Вячеслав Михайлов.

Читайте также:  Трамп заявил, что не против ударов по Мексике

На разную динамику сегментов повлияло также то, что «розничный портфель по срокам погашения короче, чем корпоративный, а значит, быстрее амортизируется (погашается)», отмечает финансовый директор ЛК «Европлан» Анатолий Аминов. Повлияла и структура лизинговых активов. Основная часть портфеля в розничном сегменте — это автомобили и грузовая техника, которые не требуют значительных затрат по подготовке к эксплуатации, поясняет Алексей Бойко. В корпоративном сегменте значительно выше доля других активов, например вагонов, оборудования, от которых сложнее отказаться в силу их большей интеграции в производственные или логистические процессы, добавляет он. «В сложных ситуациях крупные клиенты чаще идут на реструктуризацию задолженности, а не на возврат техники»,— добавляет директор департамента развития продаж «Интерлизинга» Анна Голикова.

Эксперты и лизинговые компании ожидают роста нового бизнеса год к году в обоих сегментах не раньше 2026 года. Тенденция большего падения розничного сегмента также продлится до конца года. «Вся лизинговая отрасль сейчас ставит в приоритет повышение финансовой стабильности, откладывая масштабирование деятельности на более благоприятное время»,— говорит директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Сурен Асатуров. Анатолий Аминов отмечает, что в текущем году цель «Европлана» — создание качественного лизингового портфеля, а не наращивание нового бизнеса и доли на рынке. «Восстановление объемов нового бизнеса в корпоративном сегменте может произойти благодаря крупным корпоративным сделкам, господдержке и стабильному спросу со стороны средних и крупных предприятий»,— отмечают в «ВТБ Лизинге».

Полноценный рост и в розничном, и в корпоративном сегментах возможен с 2026 года при условии дальнейшего снижения ключевой ставки. По мнению Сурена Асатурова, это произойдет, когда ключевая ставка станет ближе к 10–15%.

Елена Ванюшина

Источник