Крупнейшие игроки онлайн-продаж заняли 26% складских площадей

Крупнейшие игроки онлайн-продаж заняли 26% складских площадей

По данным консалтинговой компании IBC Real Estate, в июне 2025 года совокупный объем складских площадей 20 крупнейших по объему онлайн-продаж ритейлеров составил 17 млн кв. метров или 26% общего объема складских площадей. Наращивание складских мощностей является важнейшей частью стратегии развития этих компаний.Ритейлеры, развивающие только онлайн-направление, а также многоканальные ритейлеры, остаются лидерами спроса на качественные складские объекты – по предварительным итогам II квартала 2025 года их доля составила 67% от общего объема спроса по всей России. Несмотря на значительное снижение темпов в сравнении с 2023-2024 гг., эти игроки продолжают расширять свою логистику для масштабирования бизнес-процессов по всей стране.

Большинство игроков, входящих в топ-20 – мультикатегорийные маркетплейсы и продуктовые ритейлеры, которые являются двумя основными сегментами онлайн-ритейла, для которых потенциал региональной экспансии еще не исчерпан. При этом важно учитывать, что характер их развития различается. Трансформация операционной цепочки FMCG дистрибьюции: от отдела продаж и склада до доставки и клиента

Мультикатегорийные маркетплейсы являются на сегодня универсальными игроками, которые обладают широкой географией. Фокусируя свое дальнейшее развитие в регионах преимущественно на наращивании базы активных потребителей, они продолжают усиливать логистику в развивающихся регионах. Например, в мае стало известно о том, что OZON инвестирует 1,5 млрд рублей для поддержки новых ПВЗ в Северо-Кавказском Федеральном округе и, ввиду увеличения логистической нагрузки, в перспективе намерен открывать в регионе новые логистические центры.

Значительный потенциал для выхода в новые регионы имеет продуктовый онлайн-ритейл. Однако, из-за высокой стоимости организации логистики последней мили, развитие в новых регионах будет происходить преимущественно за счет витрин (Деливери, Купер, Яндекс Еда) – партнерских сервисов, которые обеспечивают инфраструктуру для доставки продуктов питания на дом, а также на базе ресурсов, которые развиваются в основном в онлайн (Самокат, Яндекс Лавка). Так, Яндекс Лавка, постепенно выходя в новые регионы, запустила в 2025 году свой сервис в Перми, Твери, Ярославле.

Читайте также:  Perplexity предложила купить Google Chrome за 34,5 миллиарда долларов

«Рынок онлайн-торговли России характеризуется высоким уровнем консолидации, как с точки зрения онлайн-продаж, так и с точки зрения складских мощностей. Ритейлеры не только наращивают объемы онлайн-продаж, но и формируют логистическую инфраструктуру всей страны. После интенсивного развития на протяжении последних лет, крупнейшие игроки на складском рынке и на рынке онлайн-ритейла – мультикатегорийные маркетплейсы – выстраивают стратегию по дальнейшему освоению регионов посредством точечной оптимизации логистики», – комментирует Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики компании IBC Real Estate.

По данным IBC Real Estate, за пять месяцев 2025 года объем онлайн-продаж в России достиг 5,4 трлн рублей. При этом 90% от общего объема пришлось на 20 крупнейших ритейлеров, прирост год к году составил 29% и достиг 4,9 трлн рублей.


Источник